Что такое образовательный веб-квест?
«Образовательный
веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для
выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым
работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие
веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы
на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную
проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных
веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или
групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того,
результатом работы с вебквестом является публикация работ учащихся в виде
веб-страниц и вебсайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С.
«Образовательные вебквесты»).
Разработчиками
веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных
технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий
для веб-квестов:
- · Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
- · Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
- · Самопознание – любые аспекты исследования личности.
- · Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
- · Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
- · Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
- · Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
- · Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
- · Оценка – обоснование определенной точки зрения.
- · Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
- · Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
- · Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Структура веб-квеста,
требования к его отдельным элементам:
- · Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
- · Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы
- · Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компактдисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
- · Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.
- · Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
- · Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
- · Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.
- · Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Этапы работы над
квестом:
·
Начальный этап (командный) Учащиеся
знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в
команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг
другу и учить работе с компьютерными программами.
·
Ролевой этап Индивидуальная работа в
команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными
ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в
процессе работы над вебквестом происходит взаимное обучение членов команды
умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно
подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами
для достижения общей цели — создания сайта.
·
Задачи: 1)поиск информации по конкретной
теме; 2) разработка структуры сайта; 3) создание материалов для сайта; 4)
доработка материалов для сайта.
·
Заключительный этап Команда работает
совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за
опубликованные в Интернет результаты исследования.
·
По результатам исследования проблемы
формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где
оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее
отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность
информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы,
индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают
участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного
голосования.
О критериях оценки
веб-квеста.
Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки,
опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по
команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является
комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на
нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму
представления результата. Bernie Dodge
(http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html) рекомендует использовать от 4
до 8 критериев, которые могут включать оценку:
- · исследовательской и творческой работы,
- · качества аргументации, оригинальности работы,
- · навыков работы в микрогруппе,
- · устного выступления,
- · мультимедийной презентации,
- · письменного текста и т.п.
Web-квесты могут быть
краткосрочными и долгосрочными. Целью краткосрочных проектов является
приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа
над кратковременным webквестом может занимать от одного до трех сеансов.
Долгосрочные webквесты направлены на расширение и уточнение понятий. По
завершении работы над долгосрочным web-квестом, ученик должен уметь вести
глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть
материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа
над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум
двух).
Некоторые дополнения:
Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и
web-квесты, предназначенные для работы отдельных учеников. Дополнительную
мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив учащимся выбрать
роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в
соответствии с ними: например, если преподаватель
предложил роль секретаря Объединенных Наций, то этот персонаж может послать
письмо другому участнику (который играет роль президента России, например) о
необходимости мирного урегулирования конфликта. Web-квест может касаться одного
предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае
данная работа эффективнее.
Формы web-квеста также
могут быть различными. Приведем наиболее популярные:
- · Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики.
- · Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.
- · Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).
- · Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.
- · Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т.п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий